Он- гений!

Он- гений!

Ваш малыш начал рано ходить и говорить? Кроха поразительно рисует и поет? Любит читать и задает непростые вопросы, которые ставят в тупик даже самого эрудированного взрослого? Перед вами маленький гений! Хотя… возможно, и нет. Каждый ребенок особенный, но гениями рождаются далеко не все. Как распознать сверходаренного малыша и помочь развить талант?

Наверное, каждый родитель в глубине души надеется, что его любимое чадо – гениальный ребенок, который оставит след в истории и принесет миру удивительные творения или открытия. Но нередко взрослые путают понятия «гениальный» и «талантливый». Ведь каждый малыш талантлив по-своему, а гениев − единицы. Только 2−5% детей во всем мире проявляют гениальные способности, лишь один малыш на 6 миллионов может стать Моцартом или Ломоносовым, но далеко не всегда им становится. Чаще можно встретить детей-вундеркиндов (примерно 1 малыш на миллион), которые начинают читать в 2 года, а в 10 лет уже поступают в колледж. Но почти все вундеркинды к зрелому возрасту выравниваются в развитии со сверстниками и перестают выделяться, так и не завоевав «звания гения».

Интересно, что количество гениальных и сверходаренных детей по сей день остается неизменным. И это несмотря на то, что в последние два десятилетия популярно раннее интеллектуальное развитие: повсеместно открываются группы обучения для малышей, в магазинах продается множество специальных игрушек, издаются диски и пособия для родителей.

Большинство мам и пап с надеждой вглядываются в своих малышей, пытаясь распознать признаки гениальности. Таким образом взрослые реализуют несбывшиеся мечты и тешат собственное честолюбие. Но если ребенок оказывается не «сверходаренным», родители нередко чувствуют разочарование и досаду. А ведь даже если ребенок не гениален, у него есть огромный потенциал, скрытые возможности, таланты, благодаря которым малыш может достичь огромных высот в жизни! Но, для того чтобы этот потенциал заработал, родителям следует создать определенную атмосферу.

ЗАБУДЬТЕ СЛОВО «ГЕНИЙ»
Некоторые родители чуть ли не с пеленок начинают обучать ребенка счету, чтению, письму, иностранным языкам. Игры, шалости, детские забавы кажутся им бессмысленным занятием, нелепым и бесполезным времяпрепровождением.

Уже с 1,5−2 лет детишек начинают водить в группы раннего обучения, которые больше походят на «ярмарку родительского тщеславия»: каждая мама подталкивает своего малыша, подбадривает, волнуется, когда он отвлекается или совершает ошибку. Похвалы и восхищение способностями ребенка для взрослых как бальзам на душу, а успехи другого ребенка – как ложка дегтя. В итоге нередко дети чувствуют скрытую конкурентную борьбу родителей, вследствие чего начинают волноваться, растормаживаться, плохо себя вести. В результате пользу эти занятия не приносят никому. Если же малыш проявляет неординарные способности, родители зачастую начинают захваливать малыша, подчеркивать его уникальность, даровитость, подпитывая детский эгоизм, гордыню, что, в конечном счете, негативно отражается на общении ребенка со сверстниками.

Во всем важен баланс. «Ребенок – не скаковая лошадь, на которую делают ставки! Каждый малыш индивидуален, и не нужно сравнивать его с соседскими детишками, обращая внимание, лучше он развит или хуже, − считает педагог-психолог Татьяна Шишова. − Нужно смотреть на самого ребенка, пытаться понять, что ему дается легко, что сложно, и развивать его личные качества и таланты». И постарайтесь искоренить из своего лексикона слово «гений», чтобы не травмировать психику ребенка, ведь, даже если ваш малыш действительно гениален, ему трудно адекватно воспринять, что он «на голову выше» сверстников. А если малыш «звезд с неба не хватает», то пережить, что он не оправдал родительских надежд, почти невозможно, это породит серьезные комплексы и может привести к серьезным последствиям в будущем. Кроме того, помните, что многие успешные, талантливые и даже гениальные люди начинали проявлять свои неординарные способности только в зрелом возрасте. Так, Чехов за школьные сочинения получал одни тройки, Шаляпина не хотели брать даже в хористы, а Эдисона и Эйнштейна в детстве считали ограниченными и неспособными учениками.

НО ВСЕ ЖЕ ПОНЯТЬ, ЧТО ИМЕННО ВАШ МАЛЫШ ЧРЕЗВЫЧАЙНО ОДАРЕН, МОЖНО ПО НЕСКОЛЬКИМ ПРИЗНАКАМ:

у ребенка рано появилась речь;
он с раннего детства усидчив и внимателен, в год-полтора может больше получаса удерживать внимание на одном предмете;
творчески подходит к решению проблем;
настойчиво интересуется книгами;
чувствителен к музыке;
задает много вопросов;
запоминает детали;
придумывает игры;
предпочитает общество старших детей;
любит людей.

НЕ ТОРОПИТЕ СОБЫТИЯ

Психологи бьют тревогу: многие современные дети не умеют играть! Казалось бы, игра – прерогатива детства, однако сегодня малыши нередко оказываются лишены возможности играть. Все потому, что с первых же дней жизни родители перегружают детей интеллектуальными занятиями, пытаясь сделать из своих наследников гениев и вундеркиндов. Однако, сами того не понимая, родители искажают гармоничное развитие малышей, которое должно проходить определенные этапы.

«Большую ошибку совершают родители, ограничивая детские игры и вместо этого занимаясь ранним обучением ребенка, − считает Татьяна Шишова. − До 7 лет у детей формируется эмоциональная сфера, и основная задача ребенка в этот период – научиться контактировать с людьми, миром, понять собственное место в обществе». В первые годы жизни дети играют в ролевые игры, «проживая» различные ситуации, которые будут им встречаться в реальности. Если затормозить развитие эмоциональной сферы, это никогда не восполнится, и у такого взрослого будут серьезные проблемы с социализацией.

УРОКИ ИСТОРИИ

Нужно понимать, что в период с рождения до 5-7 лет мозг ребенка получает и перерабатывает колоссальное количество информации: малыш начинает говорить, учится осмысливать увиденное, услышанное и как губка впитывает информационный поток, льющийся со всех сторон. «Поскольку ребенок получает, накапливает и анализирует невероятное количество новой информации, стимулировать и ускорять процесс интеллектуального развития еще больше крайне опасно! Это может пагубно отразиться на нервной системе малыша, вылившись в серьезные психические заболевания», − добавляет психиатр Татьяна Крылатова.

Можно вспомнить знаменитый случай Билли Сидиса, сверх-одаренного ребенка, жившего в США в начале XX века. Его называли «самым выдающимся ребенком в Америке»: в 4 года Билли выучил латинский язык, в 6 лет читал и говорил на 8 языках, а в 11 его приняли одновременно в два вуза − Гарвард и Массачусетский технологический институт. В том же возрасте Билли прочел свою нашумевшую лекцию о четырехмерном пространстве в Гарвардском математическом клубе. Однако, чрезмерно развивая интеллект сына, родители не придавали особого значения развитию эмоциональной сферы, не поощряли детские игры, забавы, общение с «обычными» сверстниками. В итоге вундеркинд вырос незрелым в социальном и эмоциональном отношении человеком, из-за чего сильно страдал, постоянно находился в стрессовом состоянии. Это привело к сумасшествию, полному распаду личности и преждевременной смерти.

«Подобных случаев среди маленьких вундеркиндов немало, − говорит психиатр Татьяна Крылатова. − Родители слишком многого хотят от детей, а ведь одаренные дети, как правило, психически менее устойчивы, крайне впечатлительны, им требуется более умеренный темп жизни. И очень опасно перенапрягать таких малышей: их психика, душевное здоровье могут не выдержать. Развитие должно быть гармоничным, последовательным, и тогда ребенок обязательно проявит удивительные способности, заложенные природой».

ОБЩАЙТЕСЬ!

Для успешного развития ребенка и раскрытия талантов важен налаженный контакт между мамой и малышом. И не только физический (объятия, поцелуи), но и душевный. Ребенок должен ощущать, что он нужен маме, что ей с ним хорошо, приятно общаться. Чаще говорите с малышом, причем о любых вещах. Избегайте сюсюканий, старайтесь говорить богатым и правильным языком, чтобы ребенок с пеленок привыкал к хорошему произношению и литературной речи. Постепенно малыш будет все больше понимать, начнет задавать вопросы, включаться в диалог. Это поможет понять, в каком направлении движется ребенок, что ему интересно, любопытно. Ведь, как правило, ребенку интересно то, что у него легко получается и в чем он талантлив.

ОКРУЖИТЕ РЕБЕНКА ЛЮБОВЬЮ
Как ни банально это звучит, самое важное в раннем детстве для хорошего развития малыша – доброжелательная обстановка и ощущение защищенности. Психологи считают, что достижения вундеркиндов на 50% зависят от благоприятной окружающей среды, в которой они воспитываются. Одаренные дети – сложноорганизованные существа с острым восприятием и тонкой душевной организацией. Они чутко реагируют на любые перемены в жизни, тяжелые отношения родителей, негативное отношение к себе. Они нуждаются в большой любви и особом, тактичном подходе к своим проблемам. Такие малыши остро чувствуют любую несправедливость и резко на нее реагируют. Если чувствительный ребенок постоянно находится в стрессовой ситуации, его психика страдает: у малыша могут развиться неврозы (тики, страхи, энурез), заторможенность или, наоборот, лихорадочная активность, трудности в общении и т. п. Из-за этого замедляется и интеллектуальное развитие малыша. Но стоит только гармонизировать обстановку вокруг ребенка, устранить очаги негативного воздействия, как малыш успокаивается, раскрывается и начинает проявлять неординарные способности, делать серьезные успехи в той или иной области.

ПРОСТОЕ СЧАСТЬЕ
Феномен гения мало изучен до сих пор. Предугадать точно, будет ли ваш ребенок гением, невозможно, ведь гениальность не передается по наследству. Зато уверенно можно сказать: если вы будете воспитывать и взращивать своего ребенка, учитывая его личностные качества, особенности характера и склонности, вы обязательно раскроете его таланты, разовьете силу воли, что, в конечном итоге, несомненно, поможет малышу стать успешным, интересным, неординарным, гармоничным и, главное, счастливым человеком!

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины на нашей странице в Вконтакте

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>