Навыки самообслуживания

Навыки самообслуживания

Уверенный в себе, самостоятельный и радующий хорошим поведением ребенок… Просто идеал! Добиться этого несложно. Главное – вовремя начать обучать его основным навыкам: пользоваться вилкой, cамостоятельно одеваться, убирать свои игрушки.

1) ГРЯЗНЫЕ ВЕЩИ – В КОРЗИНУ!

Даже 2-летний малыш сможет собрать свои грязные вещи.

Предоставьте ему отдельную корзину для белья. Выбирайте невысокую, чтобы кроха без труда доставал до ее крышки. Поместите ее в комнату малыша, чтобы она служила подсказкой, когда ребенок раздевается.

Играйте! Учитесь, играя! Мы бросаем грязные вещи в корзину, словно мячики. Конечно, сначала малыш не удивит меткостью. Но со временем все получится, ведь ему всегда поможет мама.

Поем песенку. Это скрасит ежедневные заботы. Срифмуйте простую песенку, в которой грязная одежда просится в корзину для белья, чтобы потом отправиться в стиральную машинку и снова радоваться чистоте.

Полезный совет: Лучше всего иметь две корзины для грязного белья − для белых вещей и для цветных. Заодно малыш научится сортировать и начнет учить цвета.

2) СВОЮ ПОСТЕЛЬ УБИРАЕМ САМИ

Не ожидайте хороших результатов слишком быстро! Малыш не в состоянии выполнять эту работу безупречно, по крайней мере на начальном этапе.

Каждое утро. Скажите ребенку, что теперь это его утренняя домашняя обязанность. Попросите накрыть кровать одеялом, чтобы ей не было так одиноко. И пусть не забудет натянуть одеяло на подушку, ведь она тоже хочет «дружить» с одеялом.

Для образца. Учите его правильной технике − покажите, как лучше всего сглаживать бугристые части одеяла, чтобы добиться плоской поверхности; продемонстрируйте также, как можно взбить пух в подушке.

Мягкие товарищи. А теперь попросите кроху разместить свои игрушки где-нибудь в углу кровати.

Последний штрих. А напоследок покажите, как можно расположить подушку в изголовье, чтобы она лежала ровно по отношению к спинке кровати.

Полезный совет. Покрывало убирайте сами, ведь оно тяжелое. А малышу дайте какое-нибудь легкое одеяльце, которое он без труда сможет встряхнуть.

3) СОБИРАЕМ ИГРУШКИ

Ваш малыш сможет включаться в домашние дела и вносить свой посильный вклад начиная с полутора лет, но будьте готовы к тому, что вам придется частенько напоминать ему об этом.

Доступное хранение. Пусть для игрушек у малыша будут свои невысокие полочки, корзина, коробки, которые могут быть спрятаны под кроватью.

Не дайте улизнуть. Наверняка он захочет, чтобы его работу сделали за него вы. Так что не позволяйте крохе, не убрав игрушек, отправиться заниматься чем-нибудь более приятным.

Чтобы было веселее. Наводя порядок среди своих игрушек, можно напевать веселую песенку. А еще попробуйте дать задание, чтобы уборка проходила с азартом: «Сначала убери все красные игрушки, а потом собери все зеленые».

Полезный совет. Чтобы избавиться от переполненных надоевшими игрушками ящиков и корзин, меняйте их, убирая периодически часть в гараж или в кладовку, а взамен доставайте оттуда новую партию.

4) ЕДИМ ЛОЖКОЙ

Иногда придется забыть об опрятности, чтобы обучение проходило эффективнее и веселее.

Держи ложку! Как только в меню малыша начнет появляться твердая пища (примерно в 6 месяцев), подарите ему отдельную ложку, пусть хотя бы просто привыкает ее держать во время кормления.

Начинайте с малого. Положите в ложечку небольшое количество любимого питания и, придерживая своей рукой ложку в ручке малыша, сопровождайте кушанье в его рот. Имейте в виду, что поначалу кроха не сможет брать ртом пищу с ложки как следует. Ловкости он наберется к 1,5 года.

Поощряйте самостоятельность. Позволяйте ребенку пробовать кормить себя самому во время каждого принятия пищи. Эксперты говорят, что ложка для крохи − это очередная игрушка, это часть посуды, с которой можно развлечься, а заодно поучиться ее держать. И не переживайте, что большая часть еды окажется где угодно, только не во рту. На этом этапе малышу интересно даже просто облизывать ложку.

Полезный совет. Во время кормления используйте две ложки: одну для малыша и одну обязательно для вас, иначе трапеза никогда не закончится.

5) ЗНАКОМСТВО С ВИЛКОЙ
До трех лет вашему малышу желательно успеть «пообщаться» со всеми столовыми приборами.

Найдите вилку по возрасту. Вилка для малышей – с тремя зубчиками, мягкая и легкая для пока еще не окрепшей ручки. Покажите, как правильно держать этот прибор.

Начните с пищи, которую легко наколоть. Дайте крохе тарелку (желательно глубокую, во избежание выскакивания пищи при попытке ее наколоть). Тренироваться с этим прибором лучше всего на такой пище, как ломтики картофеля или нарезанная кружочками морковь.

Пробуйте вместе. Будьте готовы в первое время придерживать вилку вместе с рукой малыша и помогать накалывать кусочки.

Дайте свободу. Потренировавшись вместе, отступите − пусть ребенок справляется сам, а при необходимости делайте подсказки.

Полезный совет. Во время обеда сидите вместе с ребенком. Это нужно не только для того, чтобы привить ему хорошие манеры, – важно еще и ободрить, когда что-то не получается.

6) НАТЯГИВАЕМ ШТАНИШКИ
Вам придется помогать малышу надевать штаны по крайней мере до 3 лет.

На полу. Усадите малыша на пол и положите перед ним его штаны.

Начинаем с правой. Засуньте правую ножку в штанину со словами: «Засовываем сюда и начинаем проталкивать ее дальше». То же самое проделайте с левой ногой.

Встаем. Попросите малыша придерживать верх брюк. Первое время сами помогайте ему встать, но обязательно покажите, как можно придерживаться за стену или кровать, чтобы не упасть, когда он будет тренироваться самостоятельно.

Кнопка. Подскажите, как подтянуть штаны и пользоваться застежкой.

Полезный совет. Подбирайте малышу штанишки с эластичны поясом, чтобы ему легче было не только их надевать, но и без проблем ходить на горшок.

7) НАДЕВАЕМ ПАЛЬТО
Вот классический способ научить малыша надевать пальто. Он достаточно легкий и к тому же забавный.

Расстелите пальто. Расстегнутый детский жакет раскиньте на полу изнанкой вверх и у капюшона усадите ребенка. В этом случае пальто перед малышом будет лежать «вверх ногами».

Наклон. Попросите малыша сесть, как лягушка, и, нагнувшись над одеждой, просунуть руки в рукава.

Переворачиваем. По вашей команде малыш должен перекинуть пальто через голову – руки дальше продвинутся в рукава, а оно само окажется на спине.

Осталась «молния». Теперь малыш должен потянуть вверх «молнию», чтобы пальто оказалось застегнутым. Тут придется потренироваться.

Полезный совет. Порой с «молнией» не все так просто. Если у вас нет времени первое время контролировать правильное ее использование, выбирайте вещи на удобных липучках.

8) ИСКУССТВО ЗАВЯЗЫВАТЬ УЗЛЫ
Сейчас такое разнообразие детской обуви без шнурков, что можно и не учить малыша их завязывать. Однако это неправильный подход к проблеме. Конечно, обувь на шнурках можно и не носить, но подумайте, как трудно придется малышу в будущем, если он не будет уметь завязывать узелки, делать петельки. Ведь он не сумеет привязать воздушный шарик к велосипеду, упаковать с помощью ленточки подарок, не говоря уже о парусном спорте.

Когда малышу будет 4 года, учите его этому навыку, используя следующие советы:

Пусть малыш наблюдает, как вы завязываете свои шнурки, когда вы вместе куда-то собираетесь.
Однажды малыш заинтересуется этим процессом и захочет попробовать сам. Для тренировки используйте не детскую обувь, а ваши кроссовки, поскольку размер его шнурков так мал, что детские пальчики не справятся с заданием.
Покажите старый фокус с ушами мягкого игрушечного кролика, сделав петлю из его ушей. Скрестите их в виде буквы Х, конец правого уха просуньте в образовавшееся отверстие и потяните за кончики ушей.

9) ЧИСТИМ ЗУБКИ
Первое время вы должны контролировать кроху каждый раз, как он чистит зубы.

Вручите малышу щетку. Ребенку сначала нужно привыкнуть просто держать зубную щетку в руке, поэтому поначалу давайте ее без зубной пасты вовсе. Исследуя новую вещь, малыш, скорее всего, начнет ее сосать. Ученые утверждают, что это естественная реакция.

Прокатимся? Ребенку два года − можно по-играть в паровозик! Расскажите малышу, что его зубы − это участки железной дороги. Нижний и верхний ряды зубов можно представить рельсами. Так пусть по ним проедет веселый паровозик. Не стесняйтесь звучного «Ту-ту!» − крохе это точно понравится! И не забывайте направлять своей рукой зубную щетку в ручке малыша.

А теперь посчитаем. Хорошо делать два полезных дела одновременно. Считайте до пяти во время чистки нижних зубок, а малыш будет запоминать цифры. Повторите урок, перейдя на верхний ряд.

Полезный совет. Поставьте таймер на раковину и установите на нем две минуты. Этого времени достаточно, чтобы почистить зубы.

10) УЧИМСЯ ОЧИЩАТЬ НОС
Здорово, когда малыш сам может высморкать себе носик. К детскому саду придется научиться этому важному навыку.

Где наш носик? Помогите крохе увидеть разницу, когда он выдыхает через нос и через рот. Закройте ему рот и попросите выдохнуть через нос, а потом наоборот.

Попробуйте с платком. Когда ребенок высморкается в салфетку, сложите ее, чтобы слизи не было видно. И объясните так: «Платочек нужно складывать, чтобы микробы оказались в ловушке».

Выбросить! Учите малыша выбрасывать использованную салфетку в урну и мыть после этого руки.

Полезный совет. Приобретите большую упаковку бумажных платочков и разложите их в разных местах, чтобы ребенок мог без труда их найти, когда это необходимо.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины на нашей странице в Вконтакте

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>