Мне не скучно одному!

Мне не скучно одному!

Малыш ходит за вами хвостиком и не хочет ни на минуту остаться один? Без паники! Мы знаем, как приучить ваше чадо к самостоятельности!

Наши мамы и мечтать не могли о необыкновенном разнообразии детских товаров, представленных на рынке сегодня. Приобрести развивающие игрушки, паззлы, красочные книжки, говорящую куклу или модельную машинку можно практически в любом магазине. Однако, несмотря на богатый ассортимент игрушек, родители нередко сетуют, что малыша дома нечем занять. «Ребенок ходит за мной хвостом, требуя непрерывного внимания. Играть одному ему скучно, а я не могу посвящать себя исключительно детским играм, ведь на мне хозяйство, домашние хлопоты» − распространенная жалоба современных мам. Зачастую именно по этой причине родители в раннем возрасте отдают детей в детские сады: часами развлекать неутомимое чадо – задача не из легких, а в саду ребенок находит постоянных партнеров по играм, и у мамы наконец появляется свободное время. Но детский сад – не решение проблемы, поскольку коллектив не помогает выработке навыков самостоятельной игры. В детском учреждении малыш целый день находится в компании сверстников и воспитателя, не бывает в одиночестве и, соответственно, не может научиться занимать себя сам. Этот, казалось бы, незначительный фактор в дальнейшем может сыграть существенную роль в формировании личностных качеств ребенка.

КАКОЙ ВЗРОСЛЫЙ МАЛЫШ!
Успешность в построении учебы, карьеры, семьи, дружбы зависит от различных слагаемых. Но основными можно назвать инициативность, самостоятельность, целеустремленность и упорство. Наличие или отсутствие этих качеств во многом является отражением воспитания. Например, если родители водили чадо «за ручку» до института, скорее всего, ребенок вырастет скованным, застенчивым, инфантильным. Очень важно оставлять ребенку «собственное пространство» − поле для самостоятельной деятельности, а также поощрять принятие решений и умение брать на себя ответственность. И, как ни удивительно, большой позитивный вклад может внести детская игра. Еще советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра − это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире».

ВЫБИРАЙТЕ ИГРУШКИ, СТИМУЛИРУЮЩИЕ КАКУЮ-ЛИБО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА: КРУТИТЬ, МЯТЬ, ВЫНИМАТЬ, СОБИРАТЬ…
Приучать ребенка к самостоятельным играм и занятиям следует уже с 5−6 месяцев, когда младенец начинает живо интересоваться погремушками. Можно на несколько минут оставлять кроху на коврике или в манеже с парой ярких привлекательных игрушек, чтобы малыш немного развлекся. Игрушек должно быть немного, так как ребенок в этом возрасте способен концентрировать внимание только на одном-двух предметах: малыш может подолгу ощупывать их, пробовать игрушку «на зубок», бросать, трясти и т. п. Если игрушек будет слишком много, кроха быстро переберет их, не разглядывая, и тут же заскучает. Поэтому игрушки лучше давать порциями: сначала две, а когда ребенок ими наиграется, убрать и дать новые. Если вы услышите, что ребенок беспокоится, вернитесь, немного позанимайтесь вместе, а затем снова покиньте комнату на некоторое время.

ПОД ПРИСМОТРОМ
По мере взросления интервалы самостоятельной игры можно увеличивать. Так, уже в год ребенок способен полчаса увлеченно играть в одиночестве, в два года – час, а в три года – полтора-два часа в день. Разумеется, игры должны проходить под ненавязчивым контролем взрослых. Периодически нужно тихонько заглядывать в комнату, смотреть, как чувствует себя малыш, чем он занимается. Если видите, что кроха устал, предложите подкрепиться, отдохнуть. Для ребенка игра не просто развлечение, но активная деятельность, отнимающая энергию и силы, поэтому важно следить, чтобы ребенок не пере­утомился. Кроме того, важно направлять детскую игру: подсказывать новые идеи, демонстрировать, что можно придумать с теми или иными игрушками. Так вы сможете обогащать игровой «репертуар» и следить, чтобы малыш не играл в драки, монстров, убийства и другие страшные и неполезные игры. Если ребенок просит о помощи (например, собирая конструктор, не может соединить детали), обязательно помогите, иначе малыш укрепится в мысли, что сам он ни на что серьезное не способен, а вы в важных ситуациях не придете на выручку.

НЕ СТОИТ НАВЯЗЫВАТЬ СВОЕ ОБЩЕСТВО МАЛЫШУ, ЕСЛИ ОН ГОТОВ В ДАННЫЙ МОМЕНТ ИГРАТЬ ОДИН. ЕГО ЖЕЛАНИЕ НАДО УВАЖАТЬ.
Это может породить страх неудач и отбить интерес к игре. Поэтому, когда ребенок жалуется, что у него «ничего не выходит», он «не знает как», помогите крохе. При этом возьмите на себя то дело, которое малыш не может выполнить сам, остальное предоставьте ему. И, разумеется, контролируя игры, не переусердствуйте! Помните правило, о котором пишет известный ученый и педагог Юлия Гиппенрейтер: «Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!» Ведь излишняя опека тоже может вызвать у ребенка протест, или, наоборот, он так и не научится обходиться без вашей помощи и будет постоянно требовать вашего участия в играх, что в итоге приведет к страху одиночества и неуверенности в себе.

ШАГ НА СВОБОДУ
ИНОГДА МАМЫ, ПЕРЕЖИВАЯ, ЧТО МАЛЫШ НЕ МОЖЕТ СТУПИТЬ БЕЗ НИХ НИ ШАГУ, ЧРЕЗМЕРНО ОПЕКАЮТ РЕБЕНКА, ВМЕШИВАЮТСЯ В КАЖДУЮ ИГРУ, В ЛЮБОЕ ЗАНЯТИЕ. ПРИЧИНОЙ МОГУТ БЫТЬ НЕРЕАЛИЗОВАННОСТЬ НА РАБОТЕ, СЛОЖНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С ПАПОЙ, ЖИЗНЕННАЯ НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ. ЖЕНЩИНА ХОЧЕТ ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ НЕЗАМЕНИМОЙ, ОЩУЩАТЬ, ЧТО РЕБЕНОК БЕЗ НЕЕ НЕ МОЖЕТ ОБОЙТИСЬ, И НЕОСОЗНАННО НЕ ПОЗВОЛЯЕТ МАЛЫШУ ПРОЯВЛЯТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ В ИГРАХ И ОБУЧЕНИИ.

НОВАЯ ПОРА
Приучая ребенка к самостоятельной игре, важно заинтересовать его, поскольку дети увлеченно занимаются только тем, что их привлекает. Родителям необходимо придумать интригующий сюжет или купить яркую игрушку. Непременно следует показать малышу, как играть с новым предметом, рассказать правила игры, наглядно продемонстрировать различные ситуации, оживленно комментируя. Когда ребенок усвоит объяснение, передавайте «эстафету» ему – но первые шаги в игре он должен сделать под присмотром и мягким руководством родителя. Только когда вы увидите, что малыш справится без подсказок и с удовольствием играет в одиночку, тихонько покидайте детскую. Если малыш просит вас остаться, можно сказать, что «я на минутку, позвонить папе» или «я сейчас вернусь, только вымою посуду». Обязательно возвратитесь через указанный срок! А спустя некоторое время снова удалитесь из комнаты под благовидным предлогом. Таким образом, ребенок постепенно привыкнет играть самостоятельно.

Приобретая игрушки и предлагая игры, учитывайте возраст чада.

Для младенцев от 2 до 6 месяцев первым подарком, конечно же, должна стать погремушка, которая может быть изготовлена как из безопасной пластмассы, так и из бересты или дерева. Погремушки могут быть яркими, цветными, или прозрачными, с перекатывающимися шариками.

Чуть позже, с 6 до 12 месяцев, малышу становится интересно хватать и бросать на пол предметы, трясти, ощупывать, вынимать детали. Поэтому стоит приобрести мячи, игрушки со звуковыми и световыми эффектами, пирамидки, кубики, юлу. Игрушки должны быть сделаны из разнообразных материалов, с гладкими или, наоборот, неровными поверхностями, шероховатостями, липучками – для развития тактильных ощущений.

С 1 года до 3 лет подойдут игрушки для тренировки координации движений и мелкой моторики (шнуровки, вкладыши, конструктор), а также механические игрушки, машинки, куклы, домики, мебель и оборудование, животные, различные предметы без фиксированного значения (шарики, колечки, брусочки разных цветов).

НЕ ОГРАНИЧИВАЙТЕ РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИЯ МИРА: ЕСЛИ ОН СЛИШКОМ ЧАСТО БУДЕТ СЛЫШАТЬ СЛОВО «НЕЛЬЗЯ», ТО ПОТЕРЯЕТ ИНТЕРЕС К ЛЮБОМУ ОБУЧЕНИЮ.
В период от 3 до 5 лет начинается этап сюжетно-ролевой игры, когда малышам становятся интересны кукольный театр, различные наборы для игр в профессии, «дочки-матери», поезда, настольные игры, паззлы, музыкальные инструменты. Вместе с детьми можно придумывать жизненные случаи и проигрывать их, ведь игра − отражение нашей повсе­дневной жизни. Здесь все «понарошку», но в условной обстановке, создаваемой воображением ребенка, действия и чувства искренни, переживания подлинны. Играя, малыш получает уникальную возможность «прожить» разнообразные ситуации, что поможет, столкнувшись с ними в реальности, принять верное решение.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины на нашей странице в Вконтакте

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>