Гиперактивный ребенок: что делать с новорожденным и дошкольником

Гиперактивный ребенок: что делать с новорожденным и дошкольником

Юлия Шелепина, исследовательница русских околородовых и повивальных традиций, рассказывает, как можно заподозрить у ребенка синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) и что сделать для налаживания жизни в первые месяцы и когда ребенок станет старше.

О важности режима для беспокойных детей и детей с СДВГ

— Есть синдром гиперактивности и дефицита внимания — так называемый СДВГ. Это — диагноз, у таких детей есть совершенно конкретные поведенческие признаки. Это проявляется тем, что ребёнок не может сосредоточиться, он плохо запоминает стишки и события, ему трудно пересказать то, что он посмотрел, услышал, увидел, и его внимание постоянно перескакивает с одного на другое, не удерживаясь более 20 секунд на одном предмете. Его мышление и поведение так называемое «полевое» — как зайчик по полю скачет туда-сюда, нет определённой траектории, его движения хаотичны.
В результате такой жизни психика его быстро утомляется — и ребёнок с СДВГ начинает кричать. Но в отличие от просто темпераментных детей — холериков — ребёнок с диагнозом «гиперактивность» не может остановиться, его истерика будет продолжаться долго, и он ничего не будет воспринимать в таком состоянии и не сможет успокоиться сам, без помощи взрослого.

— СДВГ и «просто темпераментные дети» — как отличить их?
— Темпераментные — это склад характера. Они, в отличие от детей с СДВГ, хорошо всё запоминают, могут сосредоточиться на том, что им интересно. И в целом их ум острее, чем у большинства сверстников. Они быстрее соображают — поэтому неусидчивы. Им просто бывает скучно.
Вот пример типичного темпераментного, но никак не СДВГ ребёнка. Учительница начинает задачу. «У Пети было три яблока. У Васи — четыре…» — этот уже тянет руку, выкрикивая с места: «Семь!». Учительница ему: «Я ещё не дочитала условие задачи!». «Тогда одно!» — отвечает ребёнок.
— А СДВГ-ребёнок так не может?
— Нет, он, скорее всего, не услышит условие задачи вообще — будет занят чем-то своим.
— А почему они получаются, дети с СДВГ? Это родовая травма?
— Как правило, это недоношенные дети. Или те, кто родился стремительно. Или ещё вариант — стимуляция в родах. Когда нервной системе плода не дали вызреть в утробе — и стимулировали наступление родов искусственно, по каким-то вымышленным признакам («перенашивание» или ещё что). Этот элемент — стимулированности — даёт такого пинка нервной системе ребенка. И он с этим импульсом живёт потом. Это не воспитание — это обстоятельства рождения.
— А дети просто с «быстрым темпераментом» — они могут быть скорректированы?
— Конечно! И, кстати, этим детям-холерикам часто ставят диагноз СДВГ совершенно несправедливо. Их сознание сохранено, нервная система не получала толчка — просто такова скорость протекания психических процессов. Ему, чтобы он не заскучал, нужно постоянно давать пищу для размышления, для развития.

Да, это неудобный ребёнок — взрослому нередко бывает утомительно быть с ним всегда на одной волне, мыслить в его скорости, отвечать на бесконечные вопросы. Но — в случае правильного обращения — это будет гений. Или человек с высокой одарённостью.
— А какие рекомендации родителям детей с истинным СДВГ?
— Самое главное, надо понять одно: ребёнок не виноват. Это его стартовые условия, таковы обстоятельства его рождения, его психики.
Я скажу это страшное слово — режим. Такому ребёнку крайне необходимо, например, спать днём, а также прогулки на свежем воздухе — чтобы он набегался, устал и потом мог крепко заснуть. И ему важно получить пищу в одно и то же время: таким детям как раз очень показано кормление по режиму с как можно более раннего возраста.
Кроме того, беспокойным деткам с самого рождения нужна вода.
О важности режима для беспокойных детей и детей с СДВГ
— Но не холодные обливания, наверное?
— Нет, конечно. Обливания нужны вялым деткам, чтобы они пришли в тонус. А беспокойным — нет, не обливания, а тёплая, расслабляющая ванна. Причём купания нужно устраивать в определённое время. Оно вычисляется индивидуально. Если вы замечаете, что от вечернего купания ребёнок возбуждается, то сделайте это лучше утром. А если он от купания хорошо засыпает — сделайте это вечером, перед сном.
Также беспокойным деткам первых месяцев жизни показано пеленание. Их надо фиксировать на сон. Новорожденному надо надевать шапочку либо фиксировать его пелёнкой так, чтобы голова была покрыта — это снимает лишнее беспокойство. А мягкая фиксация ручек не даёт ему пугать самого себя во сне — ведь часто беспокойные дети ещё больше себя возбуждают спонтанными движениями рук.
Ведь всё это раздёрганное мельтешение СДВГ-детей — оно связанно с поиском границ. И чтобы ребенка успокоить, ему эти границы нужно дать. А самим родителям нужно понимать, что границы — это хорошо. И кроме нас детям эти границы не сможет показать никто.
— Если мама этого всего не учла — что делать? Ведь диагноз СДВГ ставится позднее, а в младенчестве родители просто стоически терпят, мучаются, считают ребёнка «беспокойным» и ничего ключевого не предпринимают. И по-настоящему озаботиться вопросом им приходит в голову уже годам к трём, когда начинается взаимодействие СДВГ-ребёнка с социумом…
— Нужно понимать, что у беспокойного ребёнка иначе протекают нервные процессы. У него скорость насыщения информацией гораздо выше, и вследствие этого он быстрее перегружается. Чёткий, стабильный режим для таких детей — это не наказание, это — лечение и спасение!
— Жаль, что часто мамы беспокойных детей этого не понимают и действуют как раз наоборот: «Ох, он такой суматошный, мы не можем наладить режим, и поэтому не спим, не гуляем вовремя, едим, когда хотим…»
— Это только усугубляет ситуацию. Нужно найти в себе силы ввести распорядок дня для такого ребёнка: вовремя поднимать, вовремя кормить, обязательно укладывать спать днём и — непременно! — с таким ребёнком нужно много гулять.
Причём гулять — не в коляске, а чтобы он бегал. Потому что привязать такого ребёнка к себе — это всё равно, что сжимать пружину. И потом какой-то незначительный на первый взгляд пунктик может стать поводом — и вы получите истерику в полный рост. Или какое-то заболевание.
— Это же сколько сил и труда надо вложить, чтобы его гиперактивный синдром скомпенсировать! Так не получается ли, что мы всё-таки приплясываем вокруг ребёнка — что неправильно с твоей точки зрения?
— Получается, что да, приплясываем в каком-то смысле. Точнее, мы просто учитываем его особенности, его темперамент и разумно поступаем в этой связи, и главное — учим его самого жить в гармонии с самим собой. Но мы не ставим его во главу семьи! И уж точно мы не нагружаем его тяжестью выбора за всю семью: «как ты думаешь, милый, как нам провести выходные?». И так далее — вот такого не должно быть ни в коем случае! Это только дополнительно его нервную систему перегрузит — и рано или поздно она даст сбой.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>