Артикуляционная гимнастика для детей

Артикуляционная гимнастика для детей

Артикуляционная гимнастика для детей очень актуальна, так как недостатки звукопроизношения легче всего исправляются как раз у дошкольников. Полезна артикуляционная гимнастика будет и детям с нечеткой дикцией, у которых, как говорят, «каша во рту».

Консультант: Наталия Нищева – автор комплексной образовательной программы для детей с речевыми нарушениями, учитель-логопед, редактор издательства ДЕТСТВО-ПРЕСС.
Артикуляционная гимнастика – это специальные упражнения для тренировки органов, участвующих в образовании звуков речи: языка, губ, щек, нижней челюсти. Условно все упражнения можно разделить на три группы: одни помогают улучшить подвижность и согласовать работу органов речи, другие – увеличить силу их движений и третьи – «приучить» язык, губы и нижнюю челюсть к определенному положению, которое они должны занять для правильного произношения того или иного звука.

Книги И.А. Волошиной и Н.В. Нищевой, посвященные артикуляционной гимнастике для детей.

КАК ЗАНИМАТЬСЯ?
Чтобы занятия принесли пользу, надо проводить их по определенным правилам:

артикуляционную гимнастику надо делать ежедневно;
лучше всего заниматься артикуляционной гимнастикой 2 раза в день по 5-7 минут, чтобы ребенок не устал и не утратил интерес;
превращать занятия в увлекательную игру;
за одно занятие проделывать не больше 5 упражнений, из них новыми могут быть только одно-два;
выполнять упражнения на счет, чтобы выработать четкость их исполнения;
делать упражнения надо перед большим или ручным зеркалом: ребенок должен контролировать правильность выполнения того или иного движения. Сначала упражнение делает взрослый, потом это движение повторяет карапуз. Взрослый при этом стоит или перед зеркалом рядом с ребенком (в этом случае малыш наблюдает за ним, глядя в зеркало), или лицом к малышу.
ЧИТАТЬ НА ЭТУ ТЕМУ:
15 вещей, за которые нас любят наши дети
Идеальные родители: какие они?
Продукты, от которых ваш живот становится больше
Картотека артикуляционной гимнастики может помочь родителям сориентироваться и понять, как выполнять то или иное движение языком, какое положение при этом должны занять губы и нижняя челюсть. Такие картинки легко можно найти в Интернете, есть еще картотека артикуляционной гимнастики в детском саду. И хотя она предназначена для логопедов, ее можно использовать и для домашних занятий.

Фрагмент из книги Н.В. Нищевой «Веселая артикуляционная гимнастика». Упражнение «Улыбка».

КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА
Родители могут самостоятельно заниматься с ребенком артикуляционной гимнастикой, но это не отменяет консультации логопеда. Как правило, к 4 годам уже понятно, какие звуки малыш произносит неправильно. К пяти годам, возможно, эти звуки «встанут на место». Но в любом случае в 1,5-2 года карапуза надо обязательно показать логопеду. Только специалист может оценить, соответствует ли возрасту развитие речи у малыша. Исправлять недостатки тоже надо вместе со специалистом. Логопед подберет для ребенка упражнения артикуляционной гимнастики в зависимости от речевых проблем, расскажет и наглядно покажет, как правильно их делать.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА В КАРТИНКАХ СТАНЕТ В ЭТОМ ДЕЛЕ ХОРОШИМ ПОМОЩНИКОМ.
Упражнения артикуляционной гимнастики в детском саду малыши тоже делают, так как практически в каждом детском дошкольном учреждении работает логопед, и в 5 лет он начинает детям «ставить» звуки, то есть исправлять недостатки звукопроизношения. Но без домашних занятий вам все равно не обойтись.

ЧТО СОБОЙ ПРЕДСТАВЛЯЕТ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА?
Картотека, конечно, позволит увидеть все упражнения, причем в правильном исполнении, но и подробное их описание не помешает.

Фрагмент из книги Н.В. Нищевой «Веселая артикуляционная гимнастика». Упражнение «Хомячок».

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ 4 ЛЕТ

Заниматься артикуляционной гимнастикой можно даже с грудным ребенком. Это будут простейшие движения: улыбка, высовывание язычка, надувание щечек и т.д. Детям 4 лет артикуляционная гимнастика уже помогает подготовить артикуляционный аппарат к правильному произношению определенных звуков. Учтите, что в этом возрасте подобные занятия – большая и сложная работа. Если вы превратите их в увлекательную игру, ребенок даже не заметит, как пролетит время и с охотой выполнит все ваши указания.

Попросите ребенка изобразить сытого хомячка, у которого полный рот зернышек: для этого надо набрать полный рот воздуха, надуть обе щеки и удерживать их в таком положении 3-5 секунд. После чего можно попросить малыша надувать щечки поочередно.
А вот хомячок оголодал и сильно похудел. Что с ним случилось? Правильно – щеки втянулись внутрь. Если у ребенка не получится с первого раза изобразить оголодавшего зверька, помогите ему руками.
А как лопается шарик? Чтобы получился звук лопнувшего шарика, надо плотно закрыть губы, зубы должны быть разомкнуты, надуть щеки и… хлопнуть по ним кулачками. Воздух выйдет с силой и шумом.
Давай рассмотрим на картинке, какой широкий язычок высунула собачка. Покажи такой же широкий язычок. Расслаблять язык.
Можно потренировать улыбку, но не простую, а особую.

Попросите малыша улыбнуться – растянуть в улыбке губы и удерживать такое положение 5-10 секунд.
Попросите ребенка улыбнуться так, чтобы были видны зубы. При этом верхние зубы должны стоять на нижних и их перекрывать. Если не получается, предложите передним зубами погрызть «морковку», как зайчик, и улыбнуться так, чтобы все зубы были видны. Удерживать такое положение надо 5-10 секунд.
Полезным будет и упражнение «Трубочка». Для этого предложите ребенку вытянуть губы вперед и изобразить хобот у слона или поцелуй.

И, наконец, пусть малыш изобразит губами бублик. Для этого надо сомкнуть зубы, а губы округлить и чуть вытянуть вперед., при этом должны быть видны верхние и нижние резцы.

Развить подвижность губ поможет и чередование описанных упражнений. Сначала каждая поза на 3-5 секунд фиксируется, постепенно темп переключения с одного упражнения на другое увеличивается.

МОЖНО ТАКЖЕ ПОТРЕНИРОВАТЬСЯ ДУТЬ В ВОДУ ЧЕРЕЗ ТРУБОЧКУ ИЛИ ПИТЬ ЧЕРЕЗ ТРУБОЧКУ, УДЕРЖИВАЯ ГУБАМИ КАРАНДАШ, ПОСТАРАТЬСЯ НАРИСОВАТЬ В ВОЗДУХЕ ИЛИ НА БУМАГЕ КРУГ ИЛИ КВАДРАТ.

Фрагмент из книги Н.В. Нищевой «Веселая артикуляционная гимнастика». Упражнение «Хоботок».

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 ЛЕТ
5-летним детям артикуляционная гимнастика поможет исправить недостатки в произношении звуков и выработает у них хорошую дикцию. С возрастом упражнения усложняются, повторять их надо уже 6-8 раз, увеличивается и темп гимнастики. При этом движения должны быть плавными.

В 5 лет можно предложить ребенку:

Завернуть язык наверх, словно он сворачивает блин, и прижать его верхними зубами;
Приоткрыть рот и побарабанить языком по верхним зубам;
Беззвучно, протяжно, на выдохе произносить гласные звуки;
Произнести на одном выдохе слитно и протяжно сразу несколько гласных звуков;
Хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки;
С запрокинутой головой изобразить, как надо полоскать горло;
Надувать щеки, зажав при этом нос;
Надувать воздушные шарики и спасательные круги, пускать мыльные пузыри.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей медицины

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>